16:06
Миссия выполнима!

Сегодня в Областном Центре народного творчества продолжился семинар «Перспективы развития любительского декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел в контексте туристической привлекательности региона».

К сожалению, я пропустила мастер – класс по плетению  шнура кумихимо от методиста ПОЦНТ Н.А. Кипяткова, но свою главную задачу – посетить круглый стол «Интеграция народного творчества в туризм» - выполнила. О чем шла речь на круглом столе:  

•опыт регионов России (Владимирская, Новгородская, Ярославская области); 

•фестиваль - как фактор инвестиционной привлекательности;

•творческие индустрии;

•событийный туризм;

•сувенирная продукция;

•создание карты ремесел.

            Начали мы с обмена, так сказать, опытом в сфере туризма присутствующих районов. Как же живут муниципалитеты в тени трех брендов области –Пскова, Печор-Изборска и Пушкинских Гор, имея при этом не менее привлекательные объекты как показа, так и ресурсов нематериального творчества? Что греха таить, в целом, неважно. Во многих районах функционируют дома ремесел, музей, выставочные залы. У многих есть свои «фишечки» - в Новосокольниках клуб «Мастерицы» проводит дефиле своих работ, организуется  Пасхальный фестиваль; в Острове комната ремесел успешно работает в направлении декоративно-прикладного творчества как с детьми, так и со взрослыми (работы действительно интересные, и аналоги некоторых из представленных экземпляров сейчас очень востребованы в оформлении интерьеров); в Локне и Невеле ведется работа – праздники, выставки, комнаты старины и ремесел, в Себеже дела идут, в целом, хорошо….

            Только все это отражает главную функцию музея – социальную. Но на данный момент ситуация складывается таким образом, что музеи и дома ремесел вольно-невольно становятся центрам туризма на своих территориях. И тут уже музеям необходимо брать на себя другую функцию – нужно зарабатывать деньги. Хотя бы пытаться. «Важно понимать, что коммерциализация для музея – это не вульгарное вхождение в рынок с каким-то товаром. Коммерциализация – это прежде всего перестройка сознания, смена позиции, смещение акцента на внешний мир.» [1]

Музеям хронически не хватает… денег? Безусловно. Но в первую очередь – людей. Не раз говорила о том, что в музеях, да и вообще в сфере культуры, работают энтузиасты, которых стоит еще поискать! Поистине, фанаты своего дела. Только на этом держится сейчас наша культура. Пример Мышкина приводили и на круглом столе сегодня – город с шеститысячным населением принимает у себя количество туристов в несколько раз больше! А ведь подняли город на всероссийский уровень «не начальство – городская интеллигенция: учителя, музейные работники, библиотекари. Они и спасли город, как некогда маленькая мышка его основателя.» [2] Судя по всему, руководство районов не уделяет внимания развитию музеев, что ,с одной стороны, можно понять – когда пустой желудок (местный бюджет), концертом (культурой) сыт не будешь. Помимо энтузиазма нашим музеям не хватает руководителей, грамотных администраторов, которые смогли бы взвесить свои ресурсы и возможности, разработать стратегию, поставить каждого работника на нужное место, выжить с каждого «квадрата» музея 100 % эффективности... Пришло время меняться. «Когда музей начинает думать о том, кто действует рядом с ним, каков его потребитель, что собой представляет его продукт, – это значит, он уже перестроился. Формируя выставочную политику, опирающуюся на потребителя, музей уже использует рыночные приемы. С той лишь разницей, что они не направлены на получение сиюминутной прибыли. Это маркетинг, но маркетинг социальный. Тем более что музей по определению не может приносить прибыль. Самые успешные музеи даже за рубежом формируют от силы треть своего бюджета.»

 Не хватает нашим работникам знаний музейного маркетинга и менеджмента. Да и молодежи не так много среди тех самых работников. Хотя если бы знали молодые люди, что помимо сохранения ремесел, развития личности и общего культурного роста, при грамотной работе и терпении (большом терпении), музейная работа может приносить не только духовные, но и материальные плоды.

Возможно, кто-то обвинит меня в чересчур оптимистичном настрое, но ясно, что «Москва не сразу строилась». Музеям нужна наша помощь: помощь администраций, предпринимателей, помощь местного населения! Устроить субботник, сходить на праздник, привести родственников в выставочный зал, оправить ребенка на курсы ремесла или краеведческую конференцию, купить сувенир – свой, а не китайский – нам это и многое другое по силам.

По итогам семинара организаторы дали несколько советов, точнее, направлений работы:

1)      Провести мониторинг (как я уже писала выше – ресурсы, «фишки», возможности развития). От себя добавлю – нужен постоянный статистический мониторинг – какова аудитория, какие маршруты пользуются успехом, вопросы сезонности и проч. очень важны!

2)      Необходимо брендирование территории;

3)      Уходят носители ремесел - нужно передавать навыки следующим поколениям;

4)      Максимально использовать имеющееся культурное наследие;

5)      Заинтересовать молодежь, детей и пенсионеров;

6)      Налаживать связи с администрацией, искать спонсоров и меценатов;

7)      Браться за любые проекты;

8)      Пропагандировать нематериальные объекты культуры (в интерактивной форме);

9)      По мере возможности, развивать инфраструктуру;

10)  Всегда думать о качестве оказываемых услуг и выпускаемой продукции.

В целом, я осталась довольна тем, как идут дела у Порховского музея – хороший руководитель, слаженный коллектив, готовность вписываться в любые проекты, делать все своими руками – все это делает свое дело. Многие из перечисленных пунктов (да почти все) уже активно реализуются. И туристы, и жители города отмечают, как «расцвел» музей, а вместе с ним и город, за последние 3 года.  Не раз за эту встречу слышала лестные отзывы о нашем Доме ремесел, что очень приятно. Главное теперь – не останавливаться и продолжать развитие.  

Хочется пожелать всем музейным сотрудникам крепкого здоровья, терпения, множества интересных идей. «Кадры решают все», а музейные кадры, я уверена, при грамотном управлении горы свернут.

Степанова Елизавета,

аспирант ПсковГУ,

неравнодушный помощник Порховского музея

 

  1. Изменение музея. Миссия выполнима! Журнал "Интеррос" , № 04, 2007. http://www.interros.ru/050057056049124053055053050/
  2. http://online-mouse.ru/otzyivyi/dobavit-otzyiv/
Просмотров: 959 | Добавил: Zeta_Lon | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Zeta_Lon  
Также была просто "убита" новостью об отмене "Гардарики-2014"... Замечательный фестиваль! Но он, походу, может повторить "шествие Масленицы", когда на третий год туристы узнали и приехали, а у нас уже нет ни денег, ни желания...
Очень много мыслей остались "за бортом" данной статьи, но по мере возможности буду "изливать" нашим посетителям свои соображения.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]