21:00 Подошли Спасы - готовь запасы | |
И сам пост, и все три Спаса-праздника, конечно, связаны с церковными традициями. И вот, окончание поста и урожайной поры в день Спаса орехового отметили сотрудники музея по приглашению мастериц Дома ремёсел. Праздник носил познавательный характер, блюда на столе были только русской народной кухни из овощей и фруктов нового урожая. Об русских народных традициях и церковных обычаях этих праздников рассказывала молодая сотрудница музея Екатерина Забурнягина.
В первый Спас – значит лету конец, мед можно собирать, пчелы не обидятся. В этот день в Константинополе части Креста выносят, на котором Христа распяли, народу для поклонения, освящения улиц и домов, излечения от болезней. А мед в церкви освящают. Во второй Спас – яблоки снимают, освящают, детей угощают. А почему? А вот Адам и Ева согрешили, яблоко запретное попробовали. А Христос взошел на гору и освятил, грех снял для людей. Праздник церковный в этот день носит название Преображение Господня, которое описывается как явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. До Спаса не рекомендуется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. Третий Спас – на зеленых горах холсты продают, орехи собирают, да хлеб выпекают, хлеб выпекают, орехами посыпают да песню русскую запевают. В этот день пекли хлеб из нового урожая, освящали его. Поскольку уборка хлеба к этому дню уже заканчивалась, третий спас еще называли Хлебным спасом. Начинали сеять озимые хлеба, поэтому другие названия третьего спаса - Посевы или Досевки. Ореховым этот Спас называют из-за созревших лесных орехов, которые с этого дня разрешалось собирать, а урожай часто освящали в церкви. «Спас на полотне» или СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ — праздник православного календаря, который отмечается Православной Церковью в память о перенесении в Константинополь из города Едессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. По древнему преданию, в этот день властитель Едессы Авгарь исцелился от проказы, приложившись к полотенцу, которым Иисус Христос отер лицо и на котором отпечатался Его лик (нерукотворный образ). Ореховый спас считался днем благодарения Господу за урожай хлеба и орехов. В эти дни жатву заканчивают, в народе говорили – «спожинают», т.е. дожинают последки, поэтому и праздник этот еще называли «спожинки». Всем селом друг другу помогали, чтобы отметить потом конец жатвы пиром и мирской складчиной с песнями. Третий Спас у нас нынче наступил, Про нас этот Спас, гляди, не забыл! Гостей на поляну наш Спас пригласил И хлебом душистым он всех угостил! Загадки, пословицы, русские народные песни, игрища и хоровод – праздник удался на славу, и не было необходимости включать громкую современную музыку, и все дружно отметили, что старая русская кухня куда полезнее и вкуснее наших современных колбасно-криветочных столов. Много хороших слов было сказано, но самые тёплые – в адрес мастерицы по плетению из болотных трав Мартыновой Натальи Михайловны, которая нынче по праву была удостоена Почетного звания «Душа земли Псковской».
| |
|
Всего комментариев: 0 | |