Суббота, 27.05.2017, 20:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Порховский музей

Легенды города Порхова

Об основании города Порхова.

            В первые годы развития Новгородской республики в самом Великом Новгороде проживало двое посадников: Феофил и Василий . Они, обладая богатствами, по обычаю того времени, доискивались разных должностей. Это раздражало новгородских смердов(чернь), которые на вече присудили сбросить их с высокого волховского моста, а дома и имущество их передать «потоку», т.е. всеобщему разграблению. Посадники как-то тайно бежали из города со своими семействами и родственниками на то место, где река называемая Шалонью, впадает в озеро Ильмень. Пришедши на то место, где ныне стоит крепость, поселились здесь, выстроили несколько хижин и начали промышлять ловлею зверей. К ним начали селиться жители окрестных селений, страдавших от наводнения. Но правительство Новгородской республики, проведав про беглецов, решило извести их, и для этого послало некоторых людей с поручением отравить их. Приказание было исполнено: они умерли от действия яда, но после их смерти селение постепенно увеличивалось благодаря положению своему на торговой дороге между В.Новгородом и Псковом.

            Согласно другому преданию,  проплывая по Шелони в поисках места для крепости, А. Невский заметил, что на облюбованном им берегу в воздухе стоит известняковая пыль – «порх». Поэтому и город, поставленный на известняке, назвал Порховом. Интересно, что названия, связанные с известняком, имеют и другие населенные пункты в Порховском районе, наприёмер, Опоки.

            Третье предание: на том месте, которое выбрал для крепости А.Невский, жил человек по имени Порх, и его имя стало основой для будущего топонима.



О названии реки Шелони

В окрестностях города Словенска (Новгорода), на том месте, где река, называвшаяся Мутною или Большою, вытекает из озера Мойска, жило семейство, состоящее из старика Ильмера, жены Шалоны и детей их:  старшего сына Волхова (Волхва), дочерей Полисти и Поруси, а у этой последней был сын Желотуг. Семейство это пришло с берегов Черного моря. Ильмер, прельстясь женою одного своего соседа Ловатью, задумал погубить свою жену Шалону. Однажды он, в отсутствии детей своих, завел ссору с женою и убил её. Чтобы скрыть преступление, он положил труп жены в ладью, поплыл по озеру Мойску. Приплывши к тому месту, где река, ныне называемая Шалонью, впадает в него, он привязал к трупу камень, бросил его в реку и тем же путем отправился домой. На озере поднялась буря, опрокинуло ладью и Ильмер утонул. Сын Ильмера, Волхв, узнав про гибель отца и матери, с отчаяния бросился в реку Мутную. Жители Словенска, узнав о такой трагической смерти пришельцев, для того, чтобы увековечить это событие, назвали реку, в которой утонул Волхв – Волховом, озеро Мойско именем Ильмера, впоследствии Ильменем, и реку, куда с камнем брошена Шалонь – Шалоною, впоследствии Шелонью. На том месте, где жил Волхв, а ныне находится Перынский скит, стояло изваяние бога Мойска, или Перуна, который по понятиям города Словенска, жил на дне озера Мойска. На том месте, где была утоплена Шалона, суеверные, в ночную пору, видели обезображенный труп Шалоны, и слышали страшные звуки и крики. Они, чтобы умилостивить божество, проживавшее в озере, поставили ему на берегу той реки истукан.



О подземных укреплениях крепости и заточенной царевне

Предание указывает на существование под древним укреплением тайников и подземных ходов, что, без сомнения, в действительности и существует, соображаясь с тем, что и в Пскове замечено в некоторых местах существование их, и что будто бы некоторые люди случайно оные находили; но время изгладило следы их присутствия так, что теперь, ходя блмз этих вековых стен крепости, не подозреваем о существовании под ними, в недрах земли, сырых и темных тайников и глубоких подземных ходов. Под одной из крепостных башен, в глубоких подземных тайниках, находилась заключенною, заклятая своей матерью, какая-то царевна, оберегавшаяся там какою-то невидимою силою. Тень этой царевны в виде призрака в глубокую ночь являлась некоторым проходившим мимо крепости людям и убедительно просила дать её тельник, т.е.крест, что никто не хотел желания её исполнить. С тех пор тень более не бродит и не пугает никого своим явлением. На западной стороне крепости, на берегу реки Шалони, в стене находится каменный крест, под коим погребены воины, павшие при осаде крепости литовцами. Каждогодно, в день Преполовения, при обхождении крестного хода кругом крепости, устроенного в память этого нашествия, около этого места дьякон возглашает воинам, положившим жизнь свою на брани, «вечную память»! 

            Предание гласит, что под церковью Спаса Преображения находится тайник, идущий к Богородицкой церкви, находящейся недалеко близ неё.

            В Порхове и сегодня можно услышать о тайном ходе, ведущем из крепости под реку и выходящем на городском кладбище. По рассказам порховичей, подпольщики свидетельствовали, что пользовались им в годы ВОВ, а ещё пару-тройку десятилетий назад попытки проникнуть в подземный ход через небольшой склеп на кладбище был излюбленным занятием живших поблизости мальчишек.


Об исчезнувших церквях и часовнях

Рядом с деревней Сопка Полонской волости находилась вытянутая вдольберега Шелони возвышенность. Примерно посередине она имела большую впадину округлой формы. Согласно местному преданию, именно здесь когда-то стояла церковь. Но однажды, когда наступали враги и хотели её захватить, эта церковь «схоронилась», а на месте «провалища» образовалась впадина. Накануне же были спрятаны на дне Шелони колокола. И временами, говоря, нет-нет, да и мог кто-то услышать тихий-тихий колокольный звон над рекой.

            В деревне Махновка Прокшинской волости есть две горы «Егорий» и «Борис». Последняя высокая, круглая, с кустарниками и деревьями. На ней четырехугольник из камней, внутри коего кресты грубой работы. С горою связано предание о провалившейся церкви.

            В районе поселка Славковичи известно 6 таких мест. Все церковные постройки стояли здесь, согласно преданиям, на холмах и провалились во время нашествия врагов. Непременно расскажут такое предание и в стоящей на границе Порховского района деревне Владимерец.

 

О княжеском погребении.

            Неподалеку от деревни Захонье, стоящей на берегу Шелони, есть холм, на котором, согласно преданию, была большая битва «когда «Литва отступала», и погибло много воинов. Среди погибших был и князь. Он был похоронен отдельно, и воины в шапках наносили на его могилу песок.


О преподобном Никандре

Распространенными преданиями в Порхове являются те, что связаны с жизнью преподобного Никандра, с крестным ходом, остановившем мор, целебными источниками  и т.д.  Любопытно, что среди них есть не очень типичное для рассказов о святых предание о следе на камне как Никандровом проклятии.
(http://http://www.russdom.ru/oldsayte/2007/200701i/20070115.shtml)


 

О кладах

Повсеместно распространены предания о разбойниках и кладах. «Среди местных жителей по поводу Грив существует много разных легендарных рассказов, будто бы зарытых здесь в «литовское разоренье» («Сколько здесь денег зарыто, что весь Порховский уезд купить можно» говорят)».

 

Форма входа
Наш опрос
Как вы узнаете о новых выставках и проектах музея?
Всего ответов: 36
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск